Главная  |    Услуги  |  

Аудит основных средств

Важным этапом при проведении аудиторской проверки является оценка правомерности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с учетом основных средств. Основным нормативным актом, регулирующим правила учета основных средств, на сегодняшний момент является бухгалтерский стандарт ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденный приказом МФ РФ № 26н от 30.03.2001 г. с изменениями и дополнениями. Кроме того, при учете основных средств, следует пользоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом МФ РФ от 13.10.2003 г. № 91н с изменениями и дополнениями. Отдельные подходы к учету основных средств определены в Плане счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. №94н с изменениями и дополнениями. Все перечисленные документы являются нормативными, что говорит о том, что требования, указанные в данных документах, при учете основных средств в бухгалтерии организации обязаны соблюдать.

После вступления в силу 30 главы НК РФ «Налог на имущество организации» ведение учета операций с основными средствами проверяется особенно тщательно, так как стоимость основных средств организации, сформированная по правилам бухгалтерского учета, стала единственным объектом налогообложения при расчете налога на имущество (статья 374 НК РФ).

При проведении аудиторской проверки, аудитор в первую очередь проверяет правильность составления первичных документов, на основании которых актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Очень часто в бухгалтерии отсутствуют первичные документы (акты по форме №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б, инвентарные карточки), что не допустимо. Из нашей практики можно сделать вывод, что зачастую сотрудники бухгалтерии, которые ведут учет основных средств, не совсем знакомы с требованиями бухгалтерского стандарта ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и не следят за изменениями в нормативных актах. Основной ошибкой при учете основных средств является не правильное отражение в учете первоначальной стоимости основного средства. В положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» сказано, что первоначальная стоимость основного средства определяется исходя из фактических затрат, связанных с приобретением основного средства.

Зачастую в бухгалтерии при оценке основного средства в первоначальную стоимость не включаются дополнительные расходы (хранение, доставка до места назначения, услуги посредников и т. п.), что приводит к занижению налога на имущество организации со всеми вытекающими последствиями. Так же важным моментом при проведении аудита основных средств является проверка правильности отнесения основного средства к соответствующей амортизационной группе на основании Классификатора основных средств. С 2006 года стало ясно, что начисление амортизации в бухгалтерском учете никак не связано с началом эксплуатации объекта основных средств. Если объект фактически начинает эксплуатироваться до оформления документов о принятии его к учету в качестве основного средства, то по этому факту на объект со следующего месяца начинает начисляться амортизация.

В настоящее время участок, на котором осуществляется учет основных средств, является в бухгалтерии очень ответственным. Очень много разных подводных камней при учете арендованных основных средств, при учете лизинговых операций, при учете основных средств, стоимостью не превышающей 20 000 руб., и т. д.
 
Чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете основных средств, обращайтесь за помощью в нашу аудиторскую компанию ООО «Интэрра Консалт». Наши аудиторы окажут Вам квалифицированную помощь. Мы всегда рады Вам помочь, наши уважаемые клиенты.